Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

басилашвили олег валерьянович

Энциклопедический словарь

БАСИЛАШВИЛИ Олег Валерьянович - БАСИЛАШВИ́ЛИ Олег Валерьянович (р. 26 сентября 1934, Москва), российский актер. Народный артист (1984).

Родился в семье московских интеллигентов: мать И. С. Ильинская - лингвист, отец В. Басилашвили - инженер. По окончании в 1956 школы-студии МХАТ (мастерская П. В. Массальского (см. МАССАЛЬСКИЙ Павел Владимирович)) был принят в труппу Ленинградского театра им. Ленинского комсомола; среди ролей - Обломов (по «Обломову» И. А. Гончарова), Федор («В поисках радости» В. С. Розова), Гоша Филиппов («Чудесный сплав» М. В. Киршона). В 1959 Басилашвили был приглашен Г. А. Товстоноговым (см. ТОВСТОНОГОВ Георгий Александрович) в Большой драматический театр им. М. Горького (БДТ). В первых, сыгранных здесь ролях раскрывалась драма нравственного компромисса (Прозоров в «Трех сестрах» А. П. Чехова, 1965; и др.). С 1967 в его творчестве преимущественное развитие получает комедийная грань дарования. Главные черты многочисленных его работ конца 1960-1980-х годов - ироничность, некоторая отстраненность от образа, пластическая виртуозность. Басилашвили - мастер перевоплощения: едва ли похожи друг на друга наивный и самонадеянный Ксанф («Лиса и виноград» Г. Фигейреду, 1967), порхающий Хлестаков («Ревизор» Н. В. Гоголя, 1972), величаво-изысканный Людовик XIV («Мольер» М. А. Булгакова, 1973), блестящий и пустой Серпуховский («История лошади» по Л. Н. Толстому, 1975), благодушествующий обыватель Басов («Дачники» М. Горького, 1978). В актерской палитре Басилашвили и яркие краски гротеска - Джингль («Пиквикский клуб» по Ч. Диккенсу, 1978), Мамаев («На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского, 1985); и юмористический шарж - Лыняев («Волки и овцы» Островского, 1980); и легкая, ироничная импровизационность - Режиссер («Наш городок» Т. Уайлдера, 1979). Особняком среди работ Басилашвили стоит роль Войницкого («Дядя Ваня» Чехова, 1982), в образе которого артисту удалось передать истинно чеховский сплав трагического мироощущения и мягкого юмора. С 1957 Басилашвили снимается в кино. Лучшие роли сыграл в фильмах Г. Н. Данелия (см. ДАНЕЛИЯ Георгий Николаевич) (Бузыкин - «Осенний марафон», 1979) и Э. А. Рязанова (см. РЯЗАНОВ Эльдар Александрович) (Самохвалов - «Служебный роман», 1977, Государственная премия РСФСР, 1979; Мерзляев - «О бедном гусаре замолвите слово», 1980; Платон - «Вокзал для двоих», 1983; Горюнов - «Предсказание», 1994). Во второй половине 1990-х годов участвовал в антрепризах, снимался в кино [«Яды» (2001) К. Шахназарова (см. ШАХНАЗАРОВ Карен Георгиевич), «Идиот» (2003) В. Бортко (см. БОРТКО Владимир Владимирович), роль генерала Епанчина, «Мастер и Маргарита» в постановке В. Бортко (2005) в роли Воланда].

Гуманитарный словарь

БАСИЛАШВИ́ЛИ Олег Валерьянович (род. 1934) - нар. арт. СССР (1984). Окончил школу-студию МХАТа (кл. П. В. Массальского) в 1956. В труппе Ленигр. т-ра им. Лен. комсомола исполнил роли: Обломова (1959), Федора ("В поисках радости" В. Розова, 1959). С 1959 в БДТ, где в первых ролях раскрывал драму соц. пассивности, нравств. компромисса (Прозоров в "Трех сестрах", 1965 и др.). С 1967 развивает преим. комедийную грань своего дарования. Ироничность, нек-рая отстраненность от образа, пластич. виртуозность - гл. черты работ Б. кон. 60 -80-х гг. Б. - мастер перевоплощения: наивный и самонадеянный Ксанф ("Лиса и виноград", 1967), порхающий Хлестаков (1972), величаво-изысканный Людовик XIV ("Мольер" М. А. Булгакова, 1973), блестящий и пустой Серпуховский ("История лошади" по Л. И. Толстому, 1975), благодушествующий обыватель Басов ("Дачники", 1976). Умело использует и яркие краски гротеска: Джингль ("Пиквикский клуб, 1978), Мамаев ("На всякого мудреца довольно простоты" А. И. Островского, 1985), и юмористич. шарж: Лыняев ("Волки и овцы" А. Н. Островского, 1980), и легкую, ироничную импровизационность: Режиссер ("Наш городок" Т. Уайлдера, 1979). В образе дяди Вани Б. удалось передать чеховский сплав мягкого юмора и благородной трагедийности. Роли в телеспектаклях: Обломов (1965), Манилов (1969), Агишев ("Женитьба Белугина", 1972), Тальберг ("Дни Турбиных", 1976). Снимается в кино, в т. ч. в ф.: "Гранатовый браслет" (Шейн, 1964), "Живой труп" (Каренин, 1968), на ТВ: телесериал "Противостояние" (Костенко, 1985), т/ф "Конец света с последующим сипозиумом" (Стенли Берт, 1987). Лучшие кинороли Б. - в лентах Г. Данелии - Бузыкин ("Осенний марафон", 1979) и Э. Рязанова - Мерзляев ("О бедном гусаре замолвите слово", 1980), Платон ("Вокзал для двоих", 1983), композитор ("Небеса обетованные", 1991). За роль Самохвалова ("Служебный роман") удостоен Гос. пр. РСФСР (1979). Среди работ на радио: Остап Бендер в радиоспектакле "Двенадцать стульев" (1990).

О. В. Басилашвили

О. В. Басилашвили

Полезные сервисы